На сегодняшний день существуют четыре интерфейса для подключения мышей: Bus Mouse (и InPort Mouse), Serial Mouse, PS/2 и USB.
В первых компьютерах для подключения мышей существовал специальный порт – Bus Mouse. Для подключения таких мышей использовались отдельные
платы расширения, или адаптеры встраивались прямо в материнские платы. Для соединения с компьютером использовался 9-жильный кабель. Сейчас этот способ подключения не используется.
Поскольку такой способ подключения был дорог и неудобен, было решено подключать мышь в последовательный порт (СОМ-порт), разработанный совсем для других целей,
но вполне позволивший работать с мышью. Это 25- или 9-штырьковый разъем. Такая мышь имеет встроенный контроллер перемещения мыши и нажатия кнопок, в отличие от Bus Mouse,
все действия обрабатывались непосредственно платой расширения. При разработке Serial Mouse появилось два протокола обмена информацией между мышкой и компьютером.
Тут свое влияние оказала пресловутая Microsoft. Первоначально все мышки были трехкнопочными, но с выпуском Windows упомянутая выше корпорация решила, что пользователям вполне достаточно двух кнопок,
и написала свой протокол обмена данными. Так появилось две разновидности Serial Mouse: PC-Mouse (или Mouse Systems) и MS-Mouse. Протоколы отличаются различными форматами посылки данных:
PC-Mouse использует 5 бит, а MS-Mouse – всего 3. Некоторые производители мышей шли на хитрость: делали переключатель режимов работы на самом девайсе и писали соответствующую поддержку в драйверах.
Если пользователь путал режимы работы, то курсор начинал беспорядочно прыгать по экрану, но вредного ничего не случалось. До недавнего времени Serial мыши оставались наиболее популярными, поскольку СОМ-порт есть в каждом компьютере и он обеспечивает достаточную скорость передачи информации.
Во второй половине восьмидесятых годов IBM стала выпускать персональные компьютеры серии PS/2, в них появился специальный разъем для подключения мыши, который получил название PS/2.
В PS/2 используется 6-штырьковый разъем, и контроллер мыши находится на материнской плате. Интерфейс PS/2, так же, как и интерфейс Serial Mouse, является последовательным. Однако из-за использования отдельного контроллера он имеет большую пропускную способность и дает другие преимущества
использования мыши (такие, как разгон). Долгое время персональные компьютеры (за исключением brand-name компьютеров от IBM, например) не снабжались интерфейсом PS/2, поэтому все мыши подключались к СОМ-порту, но в последние несколько лет ни одна материнская плата не обходится без PS/2.
Существуют даже мыши, которые поставлялись с переходником и могли подключаться как к СОМ, так и PS/2 портам.
И наконец, последний интерфейс для подключения мыши – USB (универсальная последовательная шина). USB-мыши быстро захватили рынок. И хотя USB интерфейс проигрывает по частоте обновления PS/2 интерфейсу (125Гц против 200Гц), USB-мыши удобнее для обычных пользователей, так как можно
присоединять и отсоединять их от порта без выключения компьютера, не рискуя сжечь контроллер на материнской плате или «повесить» машину. Оба интерфейса на данный момент актуальны, поэтому известные производители комплектуют свои девайсы переходниками с USB на PS/2.
Это одни из самых важных характеристик мыши, поэтому на них необходимо остановиться подробнее. Чувствительность мыши зависит от нескольких параметров: от разрешения сенсора мыши, пропускной способности интерфейса, характеристик мышиного процессора и частоты обновления данных о перемещении манипулятора.
Разрешение мыши измеряется в dpi (dot per inches – точки на дюйм). Чем больше показатель разрешения у сенсора, тем точнее манипулятор реагирует на ваши движения и тем больше данных сенсор передает на обработку процессору. У стандартной мышки это значение обычно равно 400 dpi, у самых современных мышей – 1600 dpi.
Это оптическая характеристика сенсора, и что бы мы с мышкой ни делали, железо не сможет реагировать на более мелкие движения. Хотя уже 800 dpi вполне достаточно, чтобы мышь не сбивалась при резком движении руки (при этом стрелка обычно виляет куда-то в сторону и сползает вниз экрана), а курсор не «дрейфовал» по экрану, когда на манипуляторе даже нет руки.
Пропускная способность интерфейса мыши – это то максимальное количество информации о положении курсора, которое передается в порт в единицу времени. Чем больше данных контроллер может принять, тем точнее передвижения. При использовании мышей с интерфейсом Serial Mouse разрешения больше 400 dpi не требовалось, последовательный порт
не смог бы передавать больше информации. Но появились мыши с интерфейсом PS/2, и пользователям (в основном профессиональным иллюстраторам да хардкорным геймерам) захотелось, чтобы мышки двигались более плавно и реагировали на малейшее движение кистью.
Драйвер мыши считывает координаты курсора с определенной частотой. По умолчанию для Serial Mouse и PS/2 это значение составляет 40 раз в секунду, для USB мышей – 125 раз (для PS/2 мышей Windows NT считывает данные 60 раз в секунду, Windows 2000/XP – 100 раз). Вам должно быть понятно, что чем чаще драйвер узнает о передвижении мышки,
тем точнее и плавнее по экрану движется курсор. Вот, например, вы играете в игрушку, и у вас 120 fps (кадров в секунду), а мышка реагирует только 40 раз в секунду, то есть при резких движениях вы будете видеть рывки на экране.
С появлением интерфейса PS/2 мыши стало возможно разгонять! Разгон мышей сводится к увеличению частоты опроса порта: мы заставляем драйвер мыши чаще опрашивать грызуна. Сразу спешу огорчить обладателей Serial Mouse: разогнать такую мышку невозможно. СОМ порт работает с неизменной частотой 40Гц. Другое дело если у вас PS/2 мышь.
В Windows 2000/XP средствами ОС можно менять частоту опроса мыши. Откройте «Диспетчер устройств», и в свойствах мышки на вкладке «Дополнительные параметры» выберите один из трех возможных вариантов частоты опроса (80/100/200 Гц). Если вы работаете в более ранних версиях ОС, то можно порекомендовать использовать одну из этих бесплатных программ:
PS/2Rate или MouseWare. Увеличивать частоту мыши бояться совершенно не надо, так как это вполне штатные режимы работы грызуна.
В прошлом году Microsoft анонсировала очередную мышиную новинку: в новых девайсах этой фирмы колесико прокрутки не только крутится и нажимается, но и отклоняется влево и вправо для горизонтальной прокрутки. Сейчас уже делаются мыши, имеющие второе колесико, но, как нам кажется, новый мелкомягкий грызун
более удобен в использовании. В отличие от некоторых программ, мыши у Microsoft работают замечательно. Также корпорация планирует использовать среднюю кнопку мыши для переключения задач. Достаточно спорное новшество: в драйверах многих тайваньских мышей можно программировать кнопки, задавая им любые функции, a Logitech уже реализовала
эту функцию в линейке мышей MX.
Также недавно в широкой продаже появились мыши, имеющие обратную связь (force feedback). Внутри них встроен небольшой моторчик, как вибра в мобильнике. Когда курсор мыши «наезжает» на окно в Windows, мышь начинает слегка вибрировать. Теперь представьте, что чувствует игрок, который решит поиграть такой мышью в Quake или какой-нибудь Black & White.
Ну а для тех, кто заботится о конфиденциальности, выпускаются мыши со сканером отпечатков пальцев. Достаточно приложить большой палец руки к сенсору, и мышь определит своего хозяина. Еще одно несомненное преимущество такой мышки в том, что юзеру не придется больше помнить никаких паролей, мышь сама будет идентифицировать пользователя и определять его права в системе.
Стоимость такого пластмассового хранителя – всего 150 вечнозеленых.
А в Англии школьник изобрел трехмерную мышь. Этот мутант представляет собой перчатку с датчиками, которые передают компьютеру всю информацию о движениях пальцев и кисти.
Достойной альтернативы компьютерным мышкам не существует до сих пор. Трекболы, тачпады, перья и прочие джойстики вряд ли смогут заменить мышь. В будущем мышки станут еще удобнее лежать в руке, станут еще чувствительнее и дешевле. Они все избавятся от провода и смогут долго работать от батареек. Существует мнение, что системы распознавания речи вытеснят и мышей и клавиатуры, но если это и произойдет, то очень не скоро.